СП "Детский сад 8"

Структурное подразделение "Детский сад №8" государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №39 г.о. Сызрани

Организация двигательной активности в летний и зимний периоды

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ И ЗИМНИЙ ПЕРИОДЫ

Вступление в силу  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования диктует нам применение более гибких моделей и современных образовательных технологий образовательного процесса, предполагающих акти­визацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, равноправного общения педагога и ребенка.

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.

В современных условиях развития общества проблема воспитания и развития здорового ребёнка является как никогда наиболее актуальной. Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, овладение подвижными играми с правилами: становление саморегуляции в двигательной сфере. Поэтому, задача укрепления здоровья детей является одной из приоритетных в работе нашего образовательного учреждения.

Это объясняется тем, что к ребёнку для обеспечения необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития при подготовке детей к школе предъявляются  достаточно высокие требования, реализовать которые может только здоровый дошкольник.  Поэтому можно с уверенностью сказать, что одним из важнейших условий обеспечения деятельности ДОУ по оздоровлению является организация и моделирование двигательного режима для каждой возрастной группы. Двигательный режим отражает двигательную деятельность детей в свободных и организованных формах. Двигательная активность, удовлетворённая потребность организма в движении – важнейшее условие нормального развития ребёнка и необходимая форма жизнедеятельности растущего организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как возрастную функцию, обусловленную соответствующими изменениями организма. От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Недостаточность движений отрицательно влияет на организм дошкольника, но, однако следует, и предостеречь от излишней двигательной активности, которая ведёт к функциональным изменениям, в сердечнососудистой системе в первую очередь. Двигательному режиму ребёнка дошкольного возраста нужно уделять как можно больше внимания.

Для оптимизации двигательного режима дошкольников в летний оздоровительный период в нашей дошкольной образовательной организации, в режим дня ежедневно   включаются: утренняя гимнастика на воздухе; подвижные игры и игровые упражнения; игры с элементами спорта; спортивные упражнения на каждой прогулке, которым в совокупности отводится не менее 3,5 — 4 часов в день; активный отдых, проводимый в таких формах, как физкультурные праздники и досуги, «дни здоровья», тематические недели, физкультурно-музыкальные развлечения; самостоятельная двигательная деятельность  дошкольников.

Не маловажную роль в оптимизации двигательного режима дошкольников в летний период мы отводим закаливанию.

Для закаливания детей учитываются основные природные факторы (солнце, воздух и вода), которые мы  используем дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья. При организации закаливания мы реализуем основные гигиенические принципы — постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Особое внимание в нашей дошкольной образовательной организации уделяется развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств.

Любимое место для игр детей летом- песочный дворик. В нем дети могут не только играть с песком, но и упражняться в различных движениях.

Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости мы считаем, являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. С этой целью  мы организуем с детьми медленный бег  на 300-400 метров, быстрый бег на 10 метров с ходу (2-4 раза с перерывами), бег со средней скоростью на 100-200 метров. При этом детям  объясняем преимущества умения бегать со средней и низкой скоростью (можно пробежать большое расстояние, можно бежать долго и не устать), показываем на конкретном примере, что тот, кто бежал слишком быстро, не смог добежать до места назначения.
Кроме того, мы используем с детьми  бег трусцой (пробежки с запрещением обгона ведущего). На начальном этапе обучения бегу трусцой детям предлагаем быструю ходьбу, постепенно переходящую в бег.

Во время пребывания детей на участке в нашем учреждении отводится значительное место спортивным упражнениям. Они планируются по-разному в зависимости от времени года: зимой — это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом — езда на велосипеде, роликовых коньках и езда на самокате.

Наряду со спортивными упражнениями детям предлагаем игры с элементами спорта — баскетбол, футбол, городки, бадминтон, хоккей.

Поздней осенью и ранней весной (ноябрь, март, апрель), когда выпадает слишком большое количество осадков и не всегда имеется возможность организовать спортивные игры и упражнения, в содержание прогулки мы вводим разнообразные физические упражнения с обручем, со скакалкой, игры с мячом, с кольцом и др.

В зимнее время проводим подвижные игры и физические упражнения с использованием природных условий. Особое внимание при этом уделяем планированию зимних спортивных упражнений. На участке детского сада зимой строим разнообразные постройки, которые так же  способствует развитию интереса к разным видам основных движений. Особый приоритет в зимний период мы отводим наиболее естественному, недорогому и достаточно эффективному пути повышения двигательной активности детей – использованию  упражнений и игр на санках. Мы считаем, что преимущество этого вида спортивных упражнений заключается в комплексном воздействии на организм, большой интенсивности и эмоциональности двигательной деятельности, а также возможности; развития творческих способностей и воспитания самостоятельности. Дети катаются на санках с горки, к строительству которой мы привлекаем родителей. Если на площадке нет возможности построить горку, то все задания выполняются на снежной дорожке как индивидуальные, упражнения или как индивидуальные и коллективные соревнования. Причем сложность задания изменяется с учетом степени подготовленности, состояния здоровья, гендерных различий детей. Например, девочкам дается задание передвигаться, отталкиваясь ногами, сидя на санках лицом по направлению движения, а мальчикам — спиной.

Продуктивное проведение игр и упражнений предполагает их вариативность. Вариативность деятельности обеспечивает многократное повторение упражнений, сохранение мотивации, что формирует двигательные навыки и повышает двигательную активность.

Организуя активную деятельность по обучению детей катанию на санках, мы опираемся на следующие принципы:

 чередование коллективных и индивидуальных форм работы;

 выполнение заданий разной интенсивности, сочетание двигательной и

интеллектуальной деятельности;

 включение различных основных движений (прыжков, метания, лазания, равновесия) в содержание игр и упражнений на санках.

Это помогает нам  обеспечить тренирующий эффект и избежать переутомления детей.

Таким образом, мы считаем, что при планирование работы по развитию движений на прогулке в зимний и летний периоды важно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.


Комментировать

Email не будет опубликован